Стоматологические фантомы против человека (сравнение двух путей практики: сразу на человеке и на фантоме)

Проблема обретения практических навыков является одной из самых актуальных в медицине вообще, и в стоматологии в частности. Ежегодно в России более 7 тысяч человек выпускается из вузов, занимающихся подготовкой врачей-стоматологов. Большинство учебных заведений дает своим выпускникам отличную теоретическую базу, однако молодым специалистам часто не хватает практики. Поскольку в стоматологии крайне важно не только знать, как диагностировать и лечить то или иное заболевание, но и обладать устойчивыми мануальными навыками, вчерашние студенты сталкиваются с большими трудностями при трудоустройстве на работу.


Путей получения практических навыков у врача-стоматолога два:

·        Учиться непосредственно на пациенте

·        Использовать для обучения медицинские учебные модели и фантомы


И тот, и другой метод имеет свои плюсы и минусы, которые будут рассмотрены ниже.


Особенности процесса обучения на пациенте


Еще не так давно путь обучения на живом человеке был единственным для студента-медика. В советское время сразу после окончания вуза свежеиспеченный выпускник попадал в условия настоящей стоматологической поликлиники, где вел прием наравне со своими взрослыми коллегами. Сейчас такая ситуация встречается реже, однако в небольших городах молодой врач вполне может быть практически единственным практикующим врачом в округе. Понятие прохождения практики студентами 3-5 курсов, интернами и ординаторами так же существует по сей день, в рамках практических занятий молодые люди вдут прием в клинике вместе с опытным врачом, который помогает и направляет их, доверяет несложные манипуляции.


Основной сложностью, с которой сталкиваются врачи, проходящие обучение на реальных пациентах, является то, что живой человек – это не бездушный тренажер, а личность со своими страхами, переживаниями, физическими ощущениями и страданиями. Практически не один неопытный студент не в состоянии с первого раза правильно и безошибочно выполнить даже простую манипуляцию, не причинив при этом дискомфорта или боли больному. Заведомое обречение человека на страдания противоречит медицинской этике, поскольку основная задача врача как раз избавить больного от мучений и боли. Иногда сами пациенты добровольно соглашаются на проведение манипуляций студентами и практикантами, считая, что таким образом приносят большую пользу как самому молодому человеку, так и медицинскому сообществу в целом. Право на то, чтобы отказаться от проведения любой манипуляции учащимся, не имеющим практического опыта, есть у каждого пациента поликлиники или стационара.


Не менее большой проблемой для врача является факт оказания врачебной помощи без гарантии на успешный результат. Пломба, установленная студентом, может быстро выпасть, а в не до конца обработанной полости могут активно размножаться микробы. Отвечать за последствия некачественного лечения придется медицинскому учреждению, доверившему инструменты неопытному практиканту, но даже денежная компенсация или бесплатное перелечивание не вернут пациенту потерянный зуб и нормальный прикус. Иногда из-за неправильной техники выполнения той или иной манипуляции больной может остаться инвалидом или даже умереть, особенно опасны в этом плане введение анестезии, удаление жевательных зубов, установка имплантов.


Для пациента, который стал своеобразным «тренажером» для студента, существует риск получения не только физического, но и морального ущерба. Стоматологические манипуляции вообще считаются одними из самых неприятных в медицине, поэтому многие люди идут к зубному врачу со слезами, теряют сознание, дрожат. Опытный врач, скорее всего, обладает основными приемами, позволяющими отвлечь и успокоить пациента, однако как поведет себя в такой ситуации практикант, никто не знает. Даже присутствие опытного наставника может не помочь студенту собраться с силами, побороть свое волнение и вселить надежду на благоприятный исход в пациента. Особенно сложными пациентами для неопытных стоматологов являются дети, которые могут не только плакать и капризничать, но и закрывать рот, отталкивать руки врача, царапаться, кусаться или драться. Работая с малышами, особенно дошкольного возраста, важно обладать хорошей реакцией, сохранять спокойствие и позитивный настрой, иметь «легкую» руку, уметь выполнять манипуляции максимально быстро и четко.


Безусловным плюсом овладения практическими навыками на пациенте является максимальная приближенность к реальным условиям. Студент сразу же знакомится с ситуациями, которые обычно сопровождают лечение реальных людей, начиная от слез или истерик в кресле, заканчивая трудностями, связанными с повышенным слюноотделением или чрезвычайно активным языком пациента. Самые сложные, нестандартные, интересные и запоминающиеся ситуации, конечно же, встречаются именно во время практики на человеке, и эти истории, как правило, являются толчком к развитию настоящего профессионализма. Именно реальная практика в поликлинике или больнице считается настоящим «боевым крещением» для молодого специалиста, однако следует сделать так, чтобы это произошло как можно позже.


Особенности обучения на фантомах


Обучение на фантомах и учебных моделях на данный момент является более предпочтительным для студентов младших курсов. Обычно учащиеся еще только постигают самые азы профессии, не имеют вообще никаких практических навыков, не уверенны в своих силах. Тренировка на стоматологических моделях позволяет будущему врачу преодолеть свой страх и попробовать свои силы. После того, как будущий врач буквально «набьет руку», волнение будет гораздо меньше мешать ему выполнять свою работу.


С помощью стоматологических фантомов можно довести самые часто встречающиеся манипуляции до автоматизма, в этом случае врач может одновременно успокаивать пациента, объяснять ему смысл проводимой процедуры, не прерывая лечения и не растягивая его во времени. Чем чаще будущий специалист производил то или иное действие, тем лучше, точнее и быстрее работают его руки.


Немаловажным плюсом работы с фантомами является тот факт, что студент может отвлечься для того, чтобы выслушать замечания наставника, переложить инструменты, изменить позу тела. Часто именно работа с фантомами учит студентов правильной эргономике: выбору положения в пространстве, удобной раскладке инструментов и материалов для работы. Во время реального приема об этих вещах думать совершенно некогда, т. к. студент увлечен только самим процессом лечения. Часто выпускники, не имевшие опыта спокойной и вдумчивой работы с фантомами, так и не научаются правильному размещению возле кресла пациента, постановке рук и ног, наклону шеи, а затем всю жизнь мучаются от профессиональных проблем с опорно-двигательным аппаратом.


Современные фантомы имеют большое разнообразие различных дополнительных приспособлений: мягких тканей, имитирующих десна и небо реального человека, накладок языков, губ, носа, щек. Большинство современных моделей максимально похожи на человека по его характеристикам: у них так же открывается рот, поворачивается шея, т. е. студент сразу научается работать в ограниченных условиях досягаемости. Плотность и цвет материалов, из которых изготавливаются модели, максимально приближены к настоящим, что позволяет выработать правильное усилие при обработке зуба, его удалении или имплантации. Стоматологические модели также различаются по размеру, количеству зубов и их величине, т. е. помогают студенту моделировать различные ситуации.


Современные стоматологические учебные модели могут быть оснащены звуковыми или световыми сигналами для самопроверки студента, например, лампочка на макете загорается только при правильном введении анестетика с ткани десны.  


Плюсы и минусы практики на реальных людях и стоматологических фантомах


Плюсы работы с реальными пациентами:

·        Большое количество различных нестандартных ситуаций, которые трудно предусмотреть и смоделировать на моделях

·        Опыт общения с реальным пациентом с его страхами, мыслями и переживаниями

·        Получение уникального опыта, позволяющего раскрыть свой потенциал


Минусы обучения на реальных пациентах:

·        Нарушение норм медицинской этики

·        Большая вероятность врачебной ошибки

·        Затягивание неприятных медицинских процедур

·        Риск неполучения согласия от больного на проведение медицинских манипуляций практикантом

·        Риск получения пациентом негативного опыта, который в дальнейшем помешает его общению с медицинскими работниками

·        Риск невозможности выполнить процедуру из-за сопротивления или сильного страха пациента


Плюсы работы на медицинских фантомах:

·        Возможность многократной отработки той или иной манипуляции, доведение ее до автоматизма

·        Знакомство с инструментами и материалами в спокойной обстановке

·        Возможность получения обратной связи от преподавателя непосредственно во время проведения манипуляции

·        Возможность самопроверки и самоконтроля при работе с интерактивными моделями

·        Возможность получения важнейших навыков, связанных с эргономикой рабочего места

·        Уменьшение страха и волнения студента перед выполнением незнакомых манипуляций

·        Возможность отработки манипуляций, вызывающих затруднения


Минусы обучения на стоматологических фантомах:

·        Недостаточность представления о реальной работе стоматолога

·        Отсутствие возможности получить навыки общения с пациентом

·        Недостаток вариативности медицинских ситуаций


На сегодняшний день при обучении студентов-стоматологов преобладает подход, предполагающих смешанное получение умений и навыков, как на фантомных установках, так и на реальных пациентах. Учащимся 1-3 курсов вузов для отработки манипуляций обычно достаточно учебных моделей, т. к. то позволяет многократно повторять каждое действие до его закрепления. Студентам, обучающимся на четвертом курсе, может быть предложено попробовать свои силы в работе с реальными пациентами, а при возникновении сложностей или вопросов – вернуться к отработке на учебной модели. Такой же алгоритм используется и при обучении специалистов, уже имеющих высшее образование в области стоматологии и повышающих свою квалификацию: все новые и незнакомые процедуры сначала отрабатываются на фантомах и только потом уже под контролем наставника на реальных пациентах.


Заказать симуляционное стоматологическое оборудование PRODENT можно на сайте https://prodent-tm.ru или по телефону 8 (495) 476-33-73



Заказать консультацию

Веб-форма не найдена.