Что такое анестезия в стоматологии
Анестезией в медицине называется процесс снижения уровня чувствительности участка тела с целью проведения инвазивных процедур. В стоматологии анестезия начала активно использоваться в конце XIX-начале ХХ века, ее появление связано с открытием В.К. Анрепом в 1879 г. местного анестезирующего действия кокаина, который с 1884 г. начали использовать в клинике. Открытие в 1905 г. А. Эйнхорном свойств новокаина увеличило возможности осуществления местного обезболивания тканей.
Сегодня стандарты стоматологической помощи в обязательном порядке предусматривают проведение обезболивания при любых манипуляциях в ротовой полости как взрослых пациентов, так и детей.
Чаще всего в стоматологии используется местная анестезия (местное обезболивание), представляющая такое воздействие на ткани области челюстей и лица, которое, не оказывая влияния на сознание пациента, вызывает потерю болевой чувствительности данной области. Местная анестезия является основным методом обезболивания при проведении стоматологических процедур как в амбулаторных, так и в стационарных условиях.
К основным методам местной анестезии относятся:
· Инъекционная или инфильтрационная анестезия
· Проводниковая анестезия
· Неинъекционная анестезия, к которой относится аппликационная, физическая и физико-химическая анестезия
К методам инъекционной анестезии относятся:
· Внутри- или подслизистая анестезия для «выключения» передачи болевых импульсов сразу нескольких зубных единиц
· Интралигаментарная анестезия с введением лекарства в периодонтальную связку и отключением чувствительности нерва одной зубной единицы
· Интрасептальная анестезия с введением губчатое вещество кости челюсти
К методам проводниковой анестезии относятся:
· Торусальная анестезия с введением лекарства в торус (валик на нижней челюсти) с целью блокировки нервных волокон
· Мандибулярная анестезия с целью блокировки всех ветвей тройничного нерва
Изучение методов анестезии в стоматологии
Изучение анестезии в стоматологии направлено на формирование профессиональной компетенции по проведению инфильтрационной и проводниковой анестезии в полости рта.
В рамках изучения темы студент должен:
· Знать методы обезболивания, используемые в стоматологии
· Уметь правильно использовать инструменты и медикаменты для проведения обезболивания
· Иметь представление о возможных ошибках и осложнениях при проведении местной анестезии и мерах их предотвращения
· Уметь применять методы инфильтрационной и проводниковой анестезии на верхней и нижней челюстях
· Владеть навыками проведения местной анестезии на верхней и нижней челюстях, в том числе находить точку прокола и направление продвижения иглы
К основным навыкам врача-стоматолога при проведении анестезии относятся:
1. Четкое понимание анатомотопографических особенностей области обезболивания
2. Правильный выбор препарата и способа его введения с учетом особенностей пациента
3. Умение точного расчета минимально эффективной дозы лекарства
4. Знание правил хранения, разведения, приготовления раствора для анестезии
5. Навык подбора оптимальной скорости введения раствора
6. Умение выполнять процедуры, связанные с дезинфекцией области, в которую поводится анестезия, а также инструментов, рук врача, окружающего пространства
7. Умение провести правильную психологическую подготовку пациента
8. Навык проведения предварительной оценки состояния больного и выяснения аллергологического и фармакотерапевтического анамнеза
9. Навык оказания неотложной и экстренной медицинской помощи при развитии осложнений, в частности навыки проведения сердечно-легочной реанимации
Основы проведения различных методов анестезии входят в базовый курс обучения будущих врачей по специальностям «Общая стоматология», «Стоматология терапевтическая» и «Стоматология хирургическая». Углубление знаний о методах обезболивания происходит в рамках ординатуры, интернатуры и магистратуры, поскольку для проведения различных манипуляций используются различные приемы, инструменты и препараты.
Как правило, использование седации и общего наркоза в условиях стоматологической клиники требуют от специалиста особых знаний в этой области, которые врач может получить в рамках курсов повышения квалификации.
Большую роль в овладении приемами и техниками проведения анестезии в стоматологии играют практические занятия, цель которых состоит в отработке практических навыков проведения анестезии при лечении или удалении зуба, отработке навыков асептики и антисептики, а также отработке практических навыков работы с пациентом.
Основными профессиональными компетенциями, формируемыми в ходе практических занятий, являются:
1. Готовность к использованию медицинских инструментов и материалов, лекарственных препаратов. Данная компетенция предполагает знание основных методик местного обезболивания и умение выполнять процедуры местной анестезии на верхней и нижней челюстях, а также владение навыками асептики и антисептики, использования различного оборудования и материалов при выполнении анестезии.
2. Готовность к лечению больных с патологиями ротовой полости в ходе поликлинического приема и условиях дневного стационара. Данная компетенция предполагает знание методик общего и комбинированного обезболивания, умение выявления возможностей применения тех или иных лекарственных препаратов, а также выбора методики местного обезболивания в амбулаторных условиях у пациентов группы риска.
Использование анестезии в условиях стоматологического приема требует от специалиста отличных знаний топографии и анатомии человеческого организма, а также умения правильно рассчитывать силу, точность и скорость введения препарата. При применении средств обезболивания врач должен быть уверен в своих компетенциях в области фармакологии, анатомии и физиологии, а также в способности предотвращения осложнений, связанных с индивидуальной реакцией пациента на препарат.
Роль симуляционного обучения в получении навыков проведения анестезии
В процессе подготовки специалистов стоматологического профиля как на уровне высшего, так и постдипломного образования используется комплексная система разнообразных обучающих технологий. Важнейшую роль в этой системе занимает симуляционное обучение. Данный метод позволяет студентам на практике отрабатывать навыки на фантомах и моделировать различные клинические ситуации, в том числе и критические. Это, в свою очередь, способствует развитию клинического мышления и снижению вероятности ошибок в работе с пациентами.
Симуляционное обучение стало неотъемлемой частью учебного процесса на стоматологическом факультете современного высшего образования. Первичная специализированная аккредитация рассматривает данный процесс как ключевой этап, который позволяет обучающимся осознанно выполнять действия и отрабатывать навыки в условиях, максимально приближенных к реальным, с использованием специализированных средств и методов.
Симуляционные центры и классы, оснащенные фантомным оборудованием, симуляторами и моделями, предоставляют студентам возможность как освоить, так и усовершенствовать свои навыки. При работе с пластиковыми зубами и моделями важно подчеркнуть, что они изготовлены из пластика, и их структура не полностью соответствует эмали и дентину. Тем не менее, работа с такими моделями является более безопасной по сравнению с манипуляциями на реальных удаленных зубах. Это позволяет обучающимся визуально воспринимать проводимые манипуляции, хотя необходимо учитывать и некоторые ограничения, связанные с использованием таких моделей.
Для отработки навыков и контроля за качеством выполнения процедур обучение в симуляционных классах поделено на «станции», в рамках которых отрабатывается та или иная конкретная лечебная ситуация. Методы анестезии образуют особенную станцию, при прохождении которой будущие специалисты отрабатывают скорость и точность введения анестетика, осуществляют выбор препарата и места введения, оценивают риски и профилактируют возможные осложнения. Выполнение анестезии требует от специалиста широкого круга как теоретических, так и практических знаний, при этом ценой ошибки может стать не только здоровье, но и жизнь реального пациента, поэтому отработка первичных навыков может происходить только на моделях и фантомах.
Для освоения навыков проведения обезболивания при стоматологических манипуляциях компания PRODENT представляет учебную стоматологическую модель челюсти для анестезии PD-МА. Модель представляет собой имитацию верхней и нижней челюсти с анатомически правильным строением для правильного ориентирования при определении точек анестезии. В модели предусмотрено 17 контактных пунктов, оснащенных высокочувствительными датчиками и звуковыми оповещателями, работающими от батарейки. Принцип работы модели заключается в возникновении звукового сигнала при правильном введении иглы в точки, соответствующие карте пунктов, чувствительных к анестезирующим препаратам. В области проведения инъекций при туберальной и мандибулярной анестезии модель содержит ёмкости с красящим веществом, имитирующим кровь.
Модель PD-МА полностью имитирует нижнюю половину лица пациента с открытым ртом, что позволяет будущему врачу отработать выполнение манипуляций в условиях ограниченного доступа. Питание звуковых контактных пунктов осуществляется с помощью батареек.
С помощью модели возможно выполнить следующие манипуляции:
· Резцовая анестезия
· Плексуальная анестезия
· Небная анестезия
· Мандибулярная анестезия
· Туберальная анестезия
· Торусальная анестезия
· Подглазничная анестезия
· Анестезия по Гоу-Гетсу
· Подбородочная анестезия
Отдельно можно приобрести планшет с ПО "Дентал Анестезия", представляющей собой визуальную инструкцию по проведению различных типов анестезии и возможностью виртуального изучения слоев кожи, мышц, кровеносных сосудов, мягких и костных тканей, нервных волокон и т. д.
Оборудование PRODENT производится из прочного пластика и металла, а также с использованием мягких силиконовых накладок, имитирующих мягкие ткани. Срок службы моделей может достигать 20-30 лет, при этом большинство оборудования устойчиво к механическим и тепловым нагрузкам и не требует специальных условий хранения и использования.
Заказать симуляционное стоматологическое оборудование PRODENT можно на сайте https://prodent-tm.ru или по телефону 8 (495) 476-33-73
Заказать консультацию