Виды симуляционных стоматологических моделей челюсти

Важнейшей задачей обучения будущих врачей стоматологов является повышение качества практических умений при сохранении неизменно высокого уровня теоретических знаний. Активное развитие и внедрение различных видов симуляционного оборудования в образовательный процесс позволяет смоделировать все этапы лечебного процесса, позволить студентам отработать техники и приемы, а также осуществить контроль и оценивание полученных знаний и умений.


Формирование мануальных навыков является важнейшей задачей для студентов стоматологических факультетов, поскольку именно благодаря четкости, точности и скорости поведения манипуляций в ротовой полости врач осуществляет лечение большинства заболеваний зубочелюстной системы. Для того, чтобы выработать необходимые профессиональные навыки студентам необходимо многократное повторения одних и тех же приемов и техник, однако такую тренировку нельзя выполнить на живых пациентах, используя их в качестве моделей. Для того, чтобы наработать мануальные навыки студентам необходимо практиковаться на анатомических моделях челюстей.


Современные учебные программы, использующие симуляционное оборудование, уделяют повышенное внимание оптимизации состояния мелкой моторики и координации рук и глаз будущих специалистов в доклинических условиях. Различные симуляционные модели позволяют отработать основные движения, улучшить глазомер, а также получить не только визуальное, но и тактильное представление о тканях полости рта и зубов.


К основным навыкам, которые студенты получают при работе с моделями челюстей, относятся:


1. Навыки препарирования твердых тканей зуба

2. Навыки восстановления формы и размера зубной единицы

3. Навыки выполнения основных хирургических манипуляций: удаления зубов, препарирования десны, наложения швов

4. Навыки выполнения различных видов анестезии

5. Навыки имплантации зубов

6. Навыки протезирования зубов посредством различных протезов, коронок, вкладок, виниров и т. д.

7. Навыки диагностики различных стоматологических заболеваний

8. Навыки профилактики заболеваний полости рта и выполнения профессиональной гигиены

9. Навыки работы с любым стоматологическим оборудованием и инструментами

10. Навыки работы с различными материалами


Стоматологические модели челюстей начинают использоваться для обучения студентов уже с первого курса и по сути являются первым фантомным оборудованием, с которым знакомятся учащиеся на практических занятиях.


Процесс обучения студентов мануальным навыкам на практических занятиях состоит из нескольких последовательных этапов:


1. На первом этапе студенты знакомятся со строением челюсти и зуба, оборудованием и инструментарием, изучают правила работы и технику безопасности при проведении тех или иных манипуляций.


2.  На втором этапе учащиеся получают возможность наглядно изучить основные техники и приемы, а затем многократно повторить их самостоятельно с целью доведения навыков до автоматизма.


3. На третьем этапе студентам предлагается выполнение основных манипуляций в учебных ситуациях, максимально приближенных к реальным условиям. Учащиеся не только сами выступают в роли «врача», но и имеют возможность оценивать проведение процедуры однокурсниками, помогать находить и исправлять допущенные ошибки, участвовать в обсуждениях.


4. На четвертом этапе осуществляется контроль за правильностью выполнения той или иной процедуры преподавателем с целью аттестации студента по одному и разделов курса.


Все вышеперечисленные этапы могут быть осуществлены с помощью симуляционных моделей челюстей в совокупности с другими видами оборудования.


Для овладения разнообразными мануальными навыками студенты-стоматологи используют разные варианты моделей челюстей, имеющих различное строение и функции. как правило, знакомство студентов первого курса со строением ротовой полсти начинается с простейших моделей, выполненных из безусадочных пластмасс, и имитирующих строение челюсти взрослого или ребенка. Зубные ряды таких моделей объединены специальным артикулятором, позволяющим имитировать анатомические движения челюсти человека в реальных условиях.


Основные типы челюстей, использующиеся в рамках симуляционного обучения:


1. Терапевтические модели. Основной задачей терапевтических моделей является максимально полная имитация не только анатомического строения челюсти, но и структурных особенностей тканей: плотности, твердости, прочности. Как правило, такие модели состоят из твердого базиса, на котором закрепляются искусственные зубы и имитаторы мягких тканей десны, щек, неба, языка. Имитаторы зубов и мягких тканей сменные, их можно заказывать и заменять по мере необходимости.


Терапевтические модели челюстей PRODENT включают в себя:


• Учебную стоматологическая модель челюсти PD-M 28. Модель может использоваться для отработки навыков профилактической, терапевтической и ортопедической стоматологии. Основными особенностями модели является морфологическое соответствие коронок и жевательных поверхностей естественным зубам, соответствие жевательного рельефа и строения пришеечной области наиболее часто встречающимся, имитация небных складок и десен. Для работы можно использовать сменные мягкие накладки и зубы, имеющие винтовое крепление. Модели можно прикрепить к артикулятору посредством монтажной пластины.

• Учебную стоматологическая модель челюсти PD-M 32. Данная модель представляет собой модели верхней и нижней челюсти на 32 зуба в стабильной окклюзии, соответствующей типичному для взрослого пациента зубочелюстному аппарату. Для использования модели также предусмотрены съемные накладки, имитирующие мягкие ткани, и зубы, прикрепляющиеся посредством винтового механизма. Модели челюстей соединяются с артикулятором с помощью специальной монтажной пластины.


Для изготовления сменных зубов с винтовым механизмом, закрепляемым в модели челюстей, используется особый твердый пластик (94 пункта по шкале Шора-D), устойчивый к нагреванию и плавлению. Для каждой модели отдельно можно приобрести учебные зубы и сменные десны, которые легко устанавливаются на челюсть. Артикулятор позволяет максимально натурально имитировать стандартное открывание и закрывания рта, позволяя студентам практиковаться в условиях ограниченного доступа и ограниченной видимости.


2. Ортодонтические модели. Для отработки навыков фиксации брекет-систем и других ортопедических конструкций используются модели, имитирующие различные нарушения прикуса.


Ортодонтические модели PRODENT представлены учебной ортодонтической моделью челюсти PD-M ORT, позволяющей отрабатывать навыки установки и фиксации брекет-системы, фиксации дуги в пазе, а также проведения гигиены полости рта при наличии ортодонтических конструкций. Съемные зубы модели выполнены из прочного материала и установлены в имитирующие естественное строение альвеолы. Модель содержит 28 зубов с нарушенной окклюзией, которые могут изменять свое положение в пространстве. Челюсти соединяются с артикулятором через монтажную пластину, что обеспечивает максимально естественную имитацию открывания и закрывания рта.


3. Пародонтологические модели. Для проведения различных манипуляций с мягкими тканями десен студенты могут использовать особые модели, имитирующие такие заболевания как гингивит и пародонтит. На стоматологических моделях можно отрабатывать навыки лоскутных операций по Нельсону и Видману-Нейману, наложение лечебной повязки и установки периочипов, а также проведение процедуры профессиональной гигиены


Пародонтологические модели PRODENT включают в себя:


• Учебную пародонтологическую модель PD-PM ZK. Данная учебная модель верхней и нижней челюстей имитирует отложение зубного камня и пародонтита и на поздней стадии его развития (глубина пародонтальных карманов более 7-10 мм). Особенностями модели являются наличие 26 зубов с корнями с зубными отложениями, имитация рецессии слизистой, поражение надкостницы и кольцевой связки, отсутствие зубов 12, 46.

• Учебную пародонтологическую модель PD-PM BZK. Данная модель представляет верхнюю и нижнюю челюсти с имитацией пародонтита на поздней стадии его развития (глубина пародонтальных карманов составляет более 7-10 мм). Особенностями модели являются 6 съемных зубов с корнями, выполненные из литьевого пластика, наличие зубных отложений, способных к восстановлению, имитация рецессии слизистой, поражение надкостницы и кольцевой связки, отсутствие зубов 12, 46. Челюсти могут быть закреплены в артикулятор через стандартное крепление.


4. Ортопедические модели. Целью ортопедических моделей является имитация челюсти с полной или частичной адентией для снятия слепков и изготовления протезов.


Ортопедические модели PRODENT представлены стоматологической моделью верхней и нижней беззубой челюсти с десной PD-I BZ для для имплантологических и ортопедических практических занятий All on 4 и определение правильных гнатологических функций и центральной окклюзии. Особенностями модели является мягкое сменное покрытие из эластичного силикона, препятствующее прилипанию слепочной массы, для получения реалистичных слепков.


5. Хирургические модели. Стоматологические модели предназначены для проведения различного рода хирургических манипуляций в полости рта.


Ортопедические модели PRODENT включают в себя:


• Учебную стоматологическую модель верхней челюсти для имплантологического тренинга PD-HV SL для отработки протокола имплантологического лечения, аугментации, с тренировкой операций по непрямому и прямому синус-лифтингу

• Учебную стоматологическую модель беззубой нижней челюсти для хирургии PD-HN для имплантологического тренинга

• Стоматологическую модель верхней и нижней беззубой челюсти с десной PD-I BZ с тотальной адентией, с поднутрениями, имитирующая плотность натуральной кости

• Учебную стоматологичесую модель челюсти для отработки инфильтрации, разрезов десны и удаления гноя PD IM 28 для отработки техники операции периостотомии со вскрытием и дренированием гнойного очага

• PD-M RZ Модель для удаления ретинированных и дистопированных зубов для отработки навыков вскрытия десны и удаления ретинированных дистопированных зубов


Для каждой модели предусмотрено использование съемных расходных материалов: сменных мягких имитаторов десен, моделей гнойных участков десны, муляжей языка, носа, щек.


6. Детские стоматологические модели. Для отработки навыков лечения кариеса, препарирования молочных зубов под стандартные коронки и проведения профессиональной чистки детской ротовой полости используется учебная детская стоматологическая модель верхней и нижней челюсти PD-DM 24 с переходным зубным рядом. Особенностью модели является стабильная окклюзия, наличие 4 временных зубов и 20 постоянных зубов, возможность замены мягкого имитатора десны и установки модели в фантомную голову.


7. Модели для проведения анестезии. Для тренинга по постановке анестезии используется учебная стоматологическая модель челюсти для анестезии PD-МА, содержащая 17 контактных пунктов со звуковой индикацией. Модель позволяет отработать навыки проведения резцовой, плексуальной, небной, мандибулярной, туберальной, торусальной, подглазничной и подбородочной анестезии, а также анестезии по Гоу-Гетсу.


8. Эндодонтические модели представлены стоматологической моделью верхней и нижней челюсти PD-EM 28 для проведения комплексного лечения пульпита, включающего в себя диагностику, формирование кариозной полости с вскрытием пульпарной камеры, депульпирование и обработку каналов зуба с последующим восстановлением коронки зуба. 28 съемных винтовых зубов модели с видимыми корневыми каналами изготовлены из твердого пластика (94 пункта по шкале Шора-D), устойчивого к нагреву.


Сегодня получение качественного медицинского образования невозможно без использования симуляционного оборудования. Модели челюстей являются самыми простыми и доступными образцами, используемыми для отработки широкого круга навыков в самых разных областях стоматологии.


Заказать симуляционное стоматологическое оборудование PRODENT можно на сайте https://prodent-tm.ru или по телефону 8 (495) 476-33-73


Заказать консультацию